С увеличением скорости движения возрастает расход топлива и масла. Особенно неэкономичной считается езда со скоростью, близкой к максимальной. В принципе для всех типов двигателей неэкономичной является скорость, составляющая более 2/3 максимальной, не говоря уже о том, что движение с такой скоростью разрешается только на некоторых автомагистралях.
В период разгона автомобиля до 20 км/ч расход топлива увеличивается минимально, а в пределах, близких к максимальной скорости, его расход резко возрастает.
Малую скорость тоже нельзя считать экономичной, так как при таком движении расход топлива заметно увеличивается. Наиболее экономичными считаются условия работы двигателя при его максимальном крутящем моменте, что обычно соответствует 2/3 максимальной скорости. Поэтому при определении экономичной скорости учитывают не только возможно меньший расход топлива, но и наиболее экономичные условия работы самого двигателя.
В процессе движения в автомобиле возникают различные силы, наиболее важной из которых является сила преодоления инерции. Величина этой силы зависит от массы автомобиля и ускорения, развиваемого автомобилем. Кроме этого необходимо помнить, что двигатель, приводя в движение автомобиль, ускоряет не только поступательное движение всей его массы, но и частоту вращения его элементов. Он приводит в действие механизмы трансмиссии и ведущие колеса автомобиля.
Чтобы привести автомобиль в движение, двигатель должен совершить напряженную работу, для выполнения которой ему необходимо большее количество топлива, чем при нормальной работе. Поэтому при эксплуатации автомобиля в городе, когда приходится часто останавливать автомобиль и вновь приводить его в движение, расходуется гораздо больше топлива, чем при езде по загородным дорогам. Это неизбежно. Однако в зависимости от стиля вождения расход топлива одного и того же автомобиля, управляемого двумя разными водителями, может быть различным (в отдельных случаях разница может составлять до 25%).
Водитель, который буквально «срывается» с места на зеленый сигнал светофора, используя максимальное ускорение своего автомобиля, а затем резко тормозит перед следующим перекрестком, не только напрасно расходует топливо, но и вызывает преждевременный износ двигателя, сцепления, шин и тормозов. Гораздо правильнее поступает тот, кто, не выдавая себя за гонщика и не теряя ничего во времени, постепенно ускоряет движение на зеленый сигнал светофора, затем переключает передачу и движется с равномерной скоростью на прямой передаче, а заметив впереди красный свет, доезжает до перекрестка и нажимает на педаль тормоза только в последний момент перед остановкой автомобиля. Часто работа светофоров синхронизирована таким образом, что вообще нет необходимости останавливаться на перекрестках и в таком случае можно спокойно обогнать «лихача».
При движении по загородным дорогам необходимость тормозить и трогаться с места возникает гораздо реже. Однако в случае интенсивного движения и частого обгона и здесь действуют определенные правила разумной езды. Не следует подъезжать слишком близко к обгоняемому автомобилю, поскольку в этом случае потребуется переключить передачу на низшую, а затем при обгоне значительно увеличить скорость. Находясь на достаточном расстоянии от обгоняемого автомобиля, можно в соответствующий момент обойти его на прямой передаче, незначительно ускорив движение.
При движении по гористой, а тем более в горной местности двигатель автомобиля расходует значительно больше топлива, чем на равнинной дороге. Это обусловлено двумя причинами: более низким атмосферным давлением и необходимостью преодолевать подъемы. С увеличением высоты расположения местности снижается атмосферное давление, вследствие чего ухудшается наполнение цилиндров двигателя горючей смесью, а это, в свою очередь, приводит к снижению его мощности. Например, на высоте 3 - 4 тыс. м мощность двигателя снижается на 25 - 30%. Этому явлению, к сожалению, водитель не может противодействовать. Однако он может, используя соответствующие приемы вождения, снизить до минимума потери мощности на преодоление препятствий.
Перед подъемом, если тот не слишком крутой, следует разогнать автомобиль, чтобы благодаря накопленной кинетической энергии преодолеть подъем на прямой передаче. Спускаться вниз следует, используя инерцию автомобиля; если спуск не слишком крутой и вблизи нет поворота, а атмосферные и дорожные условия не препятствуют безопасному съезду автомобиля. Если на пути следуют один за другим подъемы и спуски, нужно также последовательно применять разгон автомобиля перед подъемом и затем свободный спуск вниз силой инерции. При этом увеличение расхода топлива во время разгона автомобиля и преодоления подъема частично компенсируется за счет спуска. В случае крутого подъема необходимо заранее переключить передачу на низшую, чтобы не произошло значительного снижения скорости перед въездом на вершину подъема. При этом приходится двигаться на I передаче и дополнительно затрачивать энергию на разгон автомобиля перед подъемом. Съезжать с крутого спуска по инерции следует с применением торможения двигателем, так как одни тормоза могут не выдержать нагрузки.
Приведенные рекомендации могут быть использованы при хороших дорожных и атмосферных условиях. Если обзорность ограничена из-за поворотов или тумана, а дорога скользкая, необходимо соблюдать все меры предосторожности.
Всемирно известный водитель М. Кэмпбелл утверждал, что умелое вождение автомобиля в нормальных условиях движения заключается, в частности, в том, чтобы избегать необходимости использовать тормоза при движении со скоростью более 30 км/ч. Данное утверждение не имеет ничего общего с перестраховкой. Оно подсказано многолетним опытом и вполне оправдано как с точки зрения безопасности, так и экономии топлива. В большинстве случаев рекомендуется использовать тормоза только для остановки автомобиля в определенном месте после того, как он уже замедлил движение. Используя движение по инерции, мы как бы восстанавливаем энергию, израсходованную на разгон автомобиля. При резком торможении эта энергия не восстанавливается, она расходуется на преодоление сил трения. Постоянный навык водителя максимально использовать движение по инерции и правильно тормозить позволяет ему сэкономить от 20 до 30% топлива. Данная привычка очень полезна и с точки зрения безопасности, особенно при движении по скользкой до роге.
Водитель постоянно должен помнить о необходимости торможения, в случае возникновения аварийной ситуации и поэтому в большинстве случаев заранее определять место остановки. В условиях городского движения, проезжая ежедневно по одному и тому же маршруту, можно практически установить скорость, которая: обеспечит приближение к следующему светофору в момент включения зеленого сигнала. В некоторых городах существует светофорное регулирование дорожного движения по принципу «зеленая волна». В таком случае движение с большой скоростью лишено смысла. Если водитель видит что на следующем перекрестке через минуту загорится красный свет, он должен несколько увеличить скорость, рассчитав расстояние, затем выключить, скорость и накатом доехать до места остановки.
Двигатель рекомендуется, выключать только в случае длительной остановки, например, перед закрытым железнодорожным переездом. Но ни в коем случае не следует выключать двигатель при ожидании смены сигнала светофора, так как это не дает никакой выгоды, а может только причинить лишние хлопоты.
Автоматическая коробка передач облегчает управление автомобилем, но в то же время способствует увеличению расхода топлива на 10 - 15% по сравнению с автомобилем, оснащенным механической коробкой. Кроме того, водитель при правильном использовании механической коробки передач может получить дополнительную экономию топлива.
Механические коробки имеют определенное число передач, например, на легковых автомобилях обычно четыре - пять для движения вперед. Для движения на каждой передаче предусмотрены определенные минимальная и максимальная скорости.
С определенными одинаковыми скоростями можно двигаться как на I и II передачах, так на II и III. «Перекрытие» диапазонов скоростей на передачах предусмотрено для плавного увеличения скорости при разгоне автомобиля. Увеличение скорости автомобиля до максимальной с любой передачи можно использовать только при гонках или при необходимости быстрого обгона другого автомобиля. При езде в обычных условиях этого делать не следует, так как увеличиваются расход топлива и износ деталей автомобиля. Не следует забывать, что I передача в основном служит для трогания автомобиля с места, а после непродолжительного и плавного увеличения скорости следует включить II передачу. Подобным образом нужно переключать другие передачи до обеспечения возможности движения на прямой передаче, дающей наименьший расход топлива. Даже длительное движение с минимальной скоростью не вредно, если двигатель работает нормально.
Данное правило относится главным образом к поездкам в городе, где ограничение скорости обычно соответствует минимальной скорости прямой передачи. При езде с прицепом или при подъеме приходится разгонять автомобиль до более высоких скоростей и двигаться на прямой передаче, но с большей скоростью.
В двигатель масло следует заливать до уровня между верхней и нижней отметкой на указателе уровня масла. При уровне выше отметки «максимально» увеличивается расход масла и ухудшается работа двигателя. Повышение расхода масла в данном: случае происходит из-за того, что шатуны и щеки коленчатого вала, ударяясь о поверхность масла приводят к его разбрызгиванию и утечке через возможные неплотности масляного картера. В результате избытка масла в картере большое его количество попадает на стенки цилиндров. При этом маслосъемные кольца поршней не в состоянии собрать лишнее масло с поверхности цилиндров и. часть его попадает в камеру сгорания. В камере сгорания масло сгорает и в виде нагара осаждается на днищах поршней и внутренних поверхностях камеры. Нагар может послужить причиной самовоспламенения смеси.
Много лет назад, когда было значительно меньше топливозаправочных станций и лишь немногие из них работали круглосуточно, водители по необходимости возили в автомобилях топливо в канистрах. Некоторые из них сохранили эту привычку до настоящего времени, а иные молодые водители переняли ее. И сейчас можно еще увидеть канистры с топливом в багажниках автомобилей, запас топлива в гаражах или, что еще хуже, в погребах. В результате такой привычки без надобности перегружается автомобиль, загрязняется багажник и напрасно теряется топливо при переливании его в топливный бак. Также нецелесообразно и опасно хранить топливо в гараже. Старые канистры и различные банки редко бывают герметичными. Из-за их негерметичности топливо испаряется, изменяется его химический состав и снижается октановое число. В топливо может также попасть грязь, что нередко служит причиной различного рода неисправностей системы питания.
Кроме того, при перевозке топлива в автомобиле увеличивается опасность пожара в случае аварии.
Нельзя забывать, что при нагревании топлива значительно увеличивается его объем. На топливозаправочных станциях топливо даже в жаркое время года сохраняется холодным. В результате увеличения температуры воздуха на солнце до 30°С объем топлива в баке в зависимости от его вместимости может увеличиться даже на 2 л. Поэтому в жаркую погоду не следует полностью наполнять бак, если автомобиль не отправляется сразу же в дорогу. Существует опасность, что топливо, нагреваясь, начнет вытекать из бака и попадет внутрь автомобиля. Никогда не следует также заливать бак под самую пробку. В горловине бака помещается очень небольшое количество топлива и увеличение на этот объем его запаса не компенсирует потерь, которые могут при этом возникнуть.
Необходимо помнить, что наливная горловина большинства автомобилей соединена с воздушной и приемной трубками. Поэтому при излишнем количестве топлива в наливной горловине оно вытекает из бака наружу или в багажник.
В любой инструкции по техобслуживанию автомобиля указывается октановое число топлива, рекомендуемого для данного автомобиля. Октановое число топлива устанавливается заводом-изготовителем на основании соответствующих испытаний. Оно зависит, главным образом, от степени сжатия в двигателе. Чем больше степень сжатия, тем лучше должно быть качество топлива, а, следовательно, выше его октановое число. С возрастанием степени сжатия повышается мощность двигателя и снижается расход топлива. Однако увеличение степени сжатия ограничено возможностями применяемых топлив. Получение топлива с октановым числом более 100 обходится очень дорого - поэтому такое топливо используют только для двигателей спортивных автомобилей. Некоторые водители наполняют бак своего автомобиля топливом более высокого качества, чем рекомендовано заводом-изготовителем. Однако это, кроме увеличения расходов на эксплуатацию, не дает никаких положительных результатов. Значительно чаще встречаются водители, которые, стремясь «обмануть» двигатель, применяют топливо с более низким октановым числом. Такое топливо в процессе сгорания смеси в двигателе может привести к двум отрицательным явлениям: самовоспламенению, возникающему до момента загорания рабочей смеси электрической искрой, создаваемой между электродами свечей зажигания, и детонации. Неправильное сгорание смеси способствует снижению мощности и ускорению износа двигателя, а также увеличению расхода топлива.
При этом с возрастанием нагрузки на двигатель увеличивается детонация, о чем свидетельствует усиливающийся металлический звон.
Длительная работа двигателя в таких условиях приводит к его перегреву и, как следствие этого, к преждевременному износу выпускных клапанов, их седел, поршней, поршневых колец и свечей зажигания. При этом могут выйти из строя вкладыши коренных и шатунных подшипников и поршневые пальцы. Такая мнимая экономия может обойтись очень дорого.
Наименьшее количество топлива расходуется при движении автомобиля по горизонтальной дороге с твердым и сухим покрытием. Во время езды по дорогам с плохим покрытием возрастает сопротивление качению и вследствие этого повышается расход топлива (до 20%). Если же из-за трудных условий движения водитель вынужден часто переключать передачи или двигаться на низших передачах, расход топлива возрастает еще больше. При этом увеличивается также износ механизмов и шин автомобиля. Поэтому, если вы можете добраться до цели поездки либо по более протяженному участку с хорошим покрытием, либо по короткому с плохим, - следует без колебания выбрать лучшую, хотя и более длинную дорогу.
Вообще избежать езды по плохой дороге гораздо легче, чем при неблагоприятных погодных условиях. Поэтому водитель должен хорошо знать, в какой степени на расход топлива влияют такие факторы, как: температура, давление ветер, влажность и атмосферные осадки. Расход топлива увеличивается как в жаркую погоду, так и во время морозов. При высокой температуре воздуха расход топлива возрастает вследствие образования в карбюраторе двигателя переобогащенной смеси. В холодное время года в карбюраторе, хотя и образуется бедная смесь, но расход топлива возрастает в результате значительных потерь тепла и увеличения сопротивления в механизмах трансмиссии.
Расход топлива намного повышается при коротких поездках с длительными перерывами между ними. При этом приходится неоднократно продолжительное время прогревать двигатель при включенном пусковой устройстве.
Важно также знать, что с изменением атмосферного давления меняется состав смеси, образуемой в карбюраторе. Понижение давления (или более низкое давление в горах) способствует обогащению смеси и, следовательно, увеличению расхода топлива. Сильный лобовой или боковой ветер, действующий на значительную поверхность автомобиля, может привести к увеличению расхода топлива до 40%. В таком случае рекомендуется ехать на прямой передаче с минимальной скоростью. Во время дождя, а также до и после выпадения осадков повышается влажность воздуха. Присутствие в воздухе водяных паров способствует обогащению смеси и возрастанию расхода топлива до 20%.
Основными эксплуатационными параметрами, характеризующими двигатель, являются максимальная скорость и допустимая грузоподъемность автомобиля. Допустимая грузоподъемность легкового автомобиля определяется числом перевозимых пассажиров и массой багажа, а грузового - количеством тонн груза. Если автомобиль движется с грузом, превышающим его допустимую нагрузку, двигатель работает на полную мощность, в результате чего расход топлива возрастает до 25%. Увеличивается также расход масла (как при движении с максимальной скоростью). Если при этом автомобиль движется по неровной дороге или по гористой местности, то расход топлива возрастает еще больше из-за необходимости частого переключения передач на низшую.
Помимо допустимой грузоподъемности автомобиля завод-изготовитель определяет также допустимые нагрузку багажника на крыше и массу прицепа. Не следует нагружать автомобиль выше допустимой нормы, так как это способствует увеличению расхода топлива. Перевозка груза на крыше автомобиля увеличивает не только нагрузку, но и сопротивление воздуха, которое возрастает еще и с увеличением скорости. При установке багажника на крыше автомобиля следует выбирать багажник больших размеров с тем, чтобы иметь возможность расположить багаж возможно ниже и ровнее. Можно поместить багаж в специальную коробку или закрыть его брезентом. Это предохранит багаж от атмосферных воздействий и уменьшит сопротивление воздуха. При большой высоте груза, перевозимого на крыше автомобиля, расход топлива увеличивается до 30%.
При движении автомобиля с прицепом возрастают сопротивление качению и сопротивление воздуха, в результате чего увеличивается нагрузка двигателя. Двигатель автомобиля с прицепом в среднем расходует на 25% топлива больше, чем без прицепа. Необходимо также помнить, что давление в шинах такого автомобиля должно соответствовать давлению, рекомендуемому для полной нагрузки, и давление в шинах всех колес прицепа должно быть одинаковым. В противном случае значительно увеличивается сопротивление качению.
Не следует возить в автомобиле ненужный багаж, который увеличивает его массу и способствует повышению расхода топлива. Даже пустой багажник, не снятый с крыши автомобиля, приводит к увеличению расхода топлива примерно на 5%.
Давление в шинах должно соответствовать величине, указанной в заводской инструкции по техобслуживанию автомобиля. Протектор шины с нормальным давлением прилегает к поверхности дороги по всей своей ширине и изнашивается равномерно. При низком давлении шины центральная часть рисунка протектора выгибается, не касаясь поверхности дороги, и вся нагрузка переносится на его края. В результате шина быстро изнашивается. Кроме того, низкое давление в колесах влияет на эксплуатационные показатели автомобиля: он не может развить максимальную скорость, затрудняется управление и возрастает расход топлива примерно до 10% (из-за увеличения сопротивления качению). Высокое давление в шинах (выше рекомендуемого) также сокращает срок их службы.
Проверять давление в колесах необходимо при проведении ежедневного техобслуживания автомобиля. Однако владельцы автомобилей редко выполняют данную рекомендацию. Необходимо помнить, что даже при хорошем качестве шин и их малом пробеге нужно регулярно (через несколько дней), а особенно перед длительными поездками, проверять и восстанавливать необходимое давление в них. Ручным насосом пользоваться неудобно, поэтому следует приобрести ножной насос с манометром. Измерять давление следует только в холодных колесах, так как во время движения шины нагреваются и давление в них увеличивается. Однако при этом оно не должно возрастать более чем на 30%. При увеличении давления выше допустимого предела шины необходимо охлаждать, уменьшая скорость движения и останавливаясь на некоторое время. Ни в коем случае не следует уменьшать давление, выпуская воздух из них.
Перед быстрой или длительной ездой по автостраде можно увеличить давление в шинах на 0,02 МПа по сравнению с рекомендуемым. При эксплуатации автомобиля с прицепом давление в них должно соответствовать рекомендуемому при полной нагрузке. Если же в зимнее время на колеса надевают цепи противоскольжения, то давление в шинах должно соответствовать нормальной величине.
При эксплуатации автомобиля необходимо помнить, что заводом-изготовителем всегда рекомендуется разное давление для средней и максимальной нагрузок. Не следует также забывать, что при использовании шин другой конструкции или другого завода-изготовителя следует поддерживать в них нужное давление.